Предварительные переговоры с китайскими поставщиками
Международный бизнес, несомненно, сопряжен с повышенным риском, а в случае с китайскими поставщиками, осторожность излишней быть не может. Всем известно, что при работе с китайскими партнерами, очень высока вероятность того что покупатель получит товар ненадлежащего качества или в комплектации, отличной от той, которую вы обозначили в ходе предварительных договоренностей. И необязательно это происходит из-за того, что китайские партнеры стремятся намеренно ввести вас в заблуждение, возможно вы не учли многие нюансы в ходе предварительных переговоров.
Бывают моменты, когда языковые проблемы, а также культурные отличия являются причиной недопонимания между двумя сторонами, участвующими в переговорах. Несомненно, что каждая из сторон в ходе ведения переговоров стремится получить максимальную выгоду.
Проведение предварительных переговоров
В некоторых случаях проведение предварительных переговоров не предполагает непосредственного личного контакта. Использование современных средств связи дает нам возможность проводить все этапы переговорного процесса и даже заключать контракт дистанционно. Тем не менее, в какой форме предварительные переговоры не проходи ли бы, есть ряд вопросов, которые необходимо обсудить, чтоб не упустить важные условия будущей сделки.
Есть вещи, которые должны быть как бы само-собой разумеющимися для российского предпринимателя, но могут быть несущественны с точки зрения его китайского партнера. Поэтому заключению контракта с китайским партнером обязательно должен предшествовать серьезный переговорный процесс.
Настоятельно рекомендуем все дистанционные переговоры с китайскими поставщиками вести не только по телефону, а в письменном виде, например посредствам электронной почты. Любую существенную договоренность по вашей просьбе китайский партнер должен подтвердить письменно. Желательно чтоб все письма приходили с одного электронного адреса, и чтоб этот адрес в дальнейшем был указан в реквизитах контракта.
Обсуждение требований к товарам
Иногда китайские и российские требования к одним и тем же товарам могут очень сильно отличаться, например, сталь AISI 304 может иметь химический состав отличный от аналога по ГОСТ – 08Х18Н10, а китайский цемент марки PO 42,5 по ряду параметров может очень сильно отличаться от цемента марки М400 по ГОСТу. Поэтому в ходе предварительных переговоров очень важно как можно более подробно согласовывать все ключевые параметры (химический состав, механические свойства, основные размеры и др.) и обязательно закреплять все договоренности в контракте. В противном случае высока вероятность того что вы получите не совсем тот товар, который по вашему мнению заказывали.
Согласование условий оплаты
Важный пункт, поскольку согласовывая условия оплаты за поставляемый китайский товар, каждая из сторон стремится минимизировать свои риски. С одной стороны китайская сторона потребует от вас гарантий того, что товар будет приобретен, с другой – перечисление предоплаты со стороны покупателя дает возможность китайскому поставщику диктовать свои условия. Выделите время в предварительных переговорах для обсуждения этого важного момента. Для первых сделок с незнакомым китайским партнером оптимальным с нашей точки зрения формой оплаты в международных расчетах будет аккредитив.
Выбор условий поставки
Еще одним немаловажным вопросом для обсуждения на предварительных переговорах является базис (условия) поставки. Если вы новичок во внешнеэкономической деятельности, обязательно ознакомьтесь с условиями поставки по Инкотермс 2010. Имейте ввиду, что цена товара, риск его утраты и ваши дальнейшие расходы во многом зависят, от того какие условия поставки вы согласуете с китайским партнером.
Требования к упаковке
Китайские поставщики зачастую не придают особого значения внешнему виду товаров – упаковке, маркировке и другим внешним атрибутам. Особенно если это товар не потребительской группы, а, например, строительные материалы или оборудование. Если такие китайские товары приобретаются для собственного потребления, это обычно не является большой проблемой, гораздо хуже, если это товар куплен для его дальнейшей перепродажи через оптовые или розничные сети. Многих покупателей отпугнет внешний вид самой упаковки раскрашенной в кричащие цвета и испещренной китайскими иероглифами. А ведь предвидя эту ситуацию, заказать индивидуальную упаковку для ваших товаров, чаще всего не составит никакого труда, и не столь существенно в стоимостном выражении.